— В «фильмах» у каждого есть свой проводник, внутренний Учитель, но также существуют и некие границы, которые охраняют «стражи». Эти стражи мешают пройти к архивам. Но… что не получается у одного, может получиться у другого.
Может, люди, которых я видел во время сеансов, и были этими стражами? А может, кто-то из них был моим внутренним Учителем? Ведь говорится же у суфиев об Аль-Хидре — «зеленом проводнике», который указывает путь тому, кто ищет Истину. Он может приходить и наяву и во сне, принимая любое обличие — от животного до хорошо знакомого вам человека. Главное — узнать его и успеть за ним.
Однажды я увидел будто мультипликационную картину: китайские домики, зеленеющий бамбук — и крестьяне, с бешеной скоростью обмолачивающие длинными цепами рис. Г. К. сказал:
— Пока не то, но уже есть прогресс.
Характер видений продолжал меняться. Они приняли галлюцинаторный характер. Мне начали слышаться голоса. Иногда казалось, будто я слышу чей-то уличный разговор. В состояние транса я входил незаметно, а вываливался из него довольно резко, помня все, что происходило. Картины становились всё более живыми… Входя в иную реальность, я с удивлением обнаруживал, что помню события, которые в ней предшествовали этому моменту, — как будто я всегда пребывал там, где, казалось бы, только что появился. Затем я осознал, что существую параллельно в разных мирах, не покидая их. Путешествовало лишь мое внимание, которым играл, как мячиком, таинственный гуру…
У меня появилось тревожное ощущение, будто каждый мой шаг, каждое произнесенное слово, даже мысль — порождают неведомые мне изменения в другом мире, так же как все, что случается там, влияет на события, происходящие в мире, который я привык считать повседневным.
Страна тем временем мучительно искала новые идеи. Теософский труд Эдуарда Шюре «Великие посвященные» продавали даже в обувных отделах универмагов. Прочитав его, я узнал, что во время древних мистерий того, кто искал Истины, последовательно проводили через ряд состояний, что вызывало изменение его сознания. Это изменение, в свою очередь, являлось залогом последующей глубинной трансформации посвящаемого на пути Пробуждения.
— Г. К., а вы когда-нибудь получали посвящение?
— По большей части все это ерунда. Игра. Если ты готов следовать какому-то пути, не важно, от кого ты получишь посвящение — от гуру или от самого Господа Бога. — Глаза Г. К. хитро блеснули. — Вспомни хорошенько, может, ты его уже получил?
Г. К. буквально преследовал меня. Я неожиданно встречал его в самых разных районах города, он возникал у меня за спиной в вагоне метро, а еженощно, часа в два, бросал мне в окно камень. «Работали» мы и на расстоянии, в условленное время. По словам Г. К., занятия ни в коем случае нельзя было прерывать. У меня не хватало силы воли отказать учителю.
В первые месяцы я мог спать после сеанса три часа, а потом бодро и энергично проводить шесть уроков в школе. Затем все изменилось. Прежних живописных образов было все меньше, а галлюцинаций все больше. Наступило психическое истощение.
Однажды утром, на грани сна и пробуждения, я обнаружил у себя на груди какое-то существо с торчащими кверху острыми ушками. Оно усиленно дышало, и вдруг я понял, что это оно думает моим мозгом!.. Я резко сбросил с себя сон. Существо метнулось на пол и исчезло... С сеансами пора было кончать...
— Что же ты хочешь! — воскликнул Г. К., когда я рассказал ему о своем состоянии. — За все надо платить! Ты хотел йоги — вот тебе йога. Терпи и занимайся!
Расплачиваться за что-либо своим психическим здоровьем в мои планы не входило, и я твёрдо стоял на своём. Mежду тем, наши занятия всё чаще стали перемежаться политическими спорами: таинственный даос оказался закоренелым сторонником диктатуры.
—Так ради этого вам и нужна космическая информация? – однажды не выдержал я. – Тогда я вам не помощник. "Свобода, Санчо, один из самых бесценных даров, что ниспосланы людям небесами"...
— Не пойму, о какой свободе ты печёшься, - прервал меня с сарказмом Г.К., - Тот, кто хочет достичь мудрости, сознательно себя ограничивает – возьми любого монаха…
— Так ведь сам себя ограничивает, — возражал я, — по своей воле, когда наступает тому пора…
Переходя от разговоров на метафизические темы к проблемам грешной земли, гуру преображался, как настоящий колдун. Вместо мудрого и величавого носителя древнего знания у меня на диване оказывался одержимый странными идеями злобный старикашка, путь к элементарным истинам которому, видимо, закрывали те самые стражи, о которых он толковал.
— Г.К., честное слово, я от всего этого устал. Заговоры, мировая закулиса... Вы заметили, что я больше не хожу на митинги? Знаете, почему?
— Да, наверное, понял, что вся эта демократия — дребедень!
— Нет, Г.К., дело серьёзнее.
Подлив собеседнику чаю, я рассказал ему о том, как незадолго до нашей встречи решил углубить свои знания, чтобы успешнее бороться с идейными противниками. Однако купленные книги по философии, истории и экономике так и остались нераскрытыми, а мысли мои неожиданно понеслись в ином направлении.
—Вы знаете, что такое автоматическое письмо? – спросил я.
— Мне известно это явление. — официальным тоном произнёс Г.К., вперив в меня немигающий взгляд.
— Так вот. Нечто подобное произошло и со мною…
— И как же это было?
— Ну, как… Разложил перед собой книги, бумаги
чистый лист, ручку. Приготовился конспектировать. Тут рука сама хвать ручку – и
писать. Обычно у меня мышление вязкое, хаотичное – а тут вдруг едва записывать
успевал. Три дня это продолжалось. Я уже чувствовал, в какое время садиться за
стол – ждал, потом будто толчок под лопатку – и понеслось…
— И кто же водил твоей рукой?
— Не могу знать. А текст я вам сейчас прочитаю по
памяти: я его как только написал, тут же и уничтожил.
— Зачем же уничтожал?
— А будто команду получил.
Г.К. перестал
улыбаться и поставил на стол кружку с чаем.
— Думаю, тебе кое-что удалось… Не исключено, что ты
пошёл на астрал…
—Да бросьте вы! Кого я не переношу – так это всяких
контактёров. Зачесалось у него где-то — он, бедный, аж бледнеет: избранный!
— Так сам же говоришь... — Г.К. нетерпеливо махнул
рукой. — Ладно, читай.
Смысл трактата сводился к тому, что никакую
серьёзную идею невозможно донести до избирателя за считанные дни предвыборной
кампании, за какие-то минуты публичных выступлений или с помощью листочков,
расклеенных у рынка. Да и народ за те самые дни вряд ли сможет узнать кандидата
так хорошо, чтобы убедиться в том, что тот устоит перед искушением
злоупотребить властью. И даже если допустить, что вдруг появится действительно
достойный человек, который сумеет донести свои мысли до народа в доходчивой
форме, нет никакой гарантии того, что большинство изберёт именно его. Разве
истина всегда на стороне большинства? Нет. Поэтому никто не говорит о себе
правды, и никто не излагает своих истинных идей - напротив, всякий
поворачивается к публике привлекательной для большинства стороной и
провозглашает то, что это большинство хочет от него услышать.
— Раньше, между прочим, кандидатов выдвигали трудовые
коллективы, —прокомментировал Г.К., отхлёбывая из кружки чай, — обком партии
утверждал, а за народом оставалось последнее слово. И всё было нормально. Народ
не ошибается. По определению не ошибается. Народ всегда прав. Хотя, — на щеках
Г.К. возник неожиданный румянец, — смотря какой народ….
Далее я поведал Г.К. о беспрестанном конфликте
между разными по природе людьми: творцами и исполнителями, талантами и
посредственностями, лидерами и ведомыми, эгоистами и альтруистами, холериками и
флегматиками, физиками и лириками, а точнее — между многочисленными подвидами
гомо сапиенса, которые характеризуются различными сочетаниями врождённых
качеств. Бесконечное давление одних подвидов на другие, борьба за единственно
приемлемый для них способ существования, который они отождествляют с определённой
политической системой и формой государственного правления — это и есть
общественная жизнь.
— Знаешь что, — вскипел Г.К., — если и есть конфликт,
то между людьми нормальными и ненормальными. Как такой конфликт решать — давно
известно. И решали. Успешно решали! Хоть и недостаточно, как теперь стало ясно.
А всё прочее — так, — Г.К. цинично усмехнулся, — мелочи жизни…. Перетрём уж
как-нибудь…
— Общество «дышит», — тем временем продолжил я. — Одна
фаза неизбежно сменяет другую, ибо нет ничего вечного. Точно так же, как мечты
о свободе каплями точат застенок авторитаризма, так и потребность навести
порядок в развращённом царстве либерального индивидуализма взывает к сильной
руке.
— А вот про развращённое царство – это ты хорошо
сказал.
— Это они сказали.
Г.К. усмехнулся.
— Хорошо, пускай они. Ну, и к чему же они дальше тебя
призывают?
— Смягчать гнёт деспотии и стабилизировать хаос, к
которому ведёт неуёмный либерализм, призвана интеллектуальная олигархия,
реализующая власть в скрытых структурах.
— Тьфу! – Г.К. раздражённо бросил чайную ложку в
кружку, - так и знал! Непременно им подавай скрытые структуры! Открыто они не
хотят, тараканы! Не-ет, им надо из-за плеча нашёптывать, а потом чуть что – в
щель!
— Подождите! – с напором произнёс я, — При чём тут
тараканы? Реальный механизм власти должны приводить в движение люди высочайшего
уровня интеллекта и универсальной эрудиции, абсолютные альтруисты, имеющие
перед собой лишь одну цель: сохранение общественного равновесия.
Г.К. иронически хмыкнул.
— Поскольку закон принципиально несовершенен, а
универсальные нормы морали отсутствуют, — понизив голос, продолжал я, — эти
люди, будучи врождёнными альтруистами, стоят над законом и моралью. Их закон и
мораль — общественная необходимость, которую так ясно, как они, не видит никто.
Именно это противоречие с действующими законами и принятой моралью не позволяет
им действовать открыто.
— Вот как! - закричал Г.К., покраснев. - «Их закон и
мораль – общественная необходимость». Скажите на милость! Этак каждый
проходимец может заявить: мой закон и моя мораль – общественная необходимость!
— Да вы же всё наоборот поняли! — в отчаянии заорал я.
— Не их закон и мораль являются необходимостью для всех, а общественная
необходимость является законом и моралью для них, потому что они по природе
альтруисты!
— Что такое общественная необходимость?!
— Я же объяснил: сохранение общественного равновесия.
Паритета между вечно противоборствующими силами.
— И где же ты возьмёшь альтруистов?! Посмотри, кто лезет во власть! – Г.К. подхватил с дивана газету и потряс ею передо мной. - Эти, что ли, альтруисты?!
Когда я дошёл до того, что гарантией безупречности скрытых структур власти является особая система отбора новых членов, Г.К. затрясло.
— А вот это уже масонство! Скажи, — Г.К. протянул ко
мне ладонь и взглянул так, будто я только что представился ему магистром
«Великого Востока Франции», - что им надо в нашей стране?! Почему они не дают
нам жить так, как мы хотим?!
— У них и спрашивайте.
— Знать бы, у кого…. — прошипел Г.К.
— Извольте…. Идея эта издревле висит в воздухе, поэтому на роль невидимой власти обычно претендует сразу несколько структур, деятельность которых пересекается там, где осуществляется давление на легальные рычаги управления... Перечисляю...
— В общем... так, - прервал меня Г.К. — Шли бы они
лесом, твои тайные структуры...
— Скрытые структуры.
— Да что в лоб, что по лбу…
— Да нет, вы всё на заговор напираете, а я о том, что
об этих структурах просто не знают, потому что это никому не нужно знать…
— Ах, вот как! Мы такие маленькие, понимаешь,
глупенькие, в коротких штанишках, а вы нам попки, значит, вытираете!
— Да что вы, ей-богу, кипятитесь? Сами же толковали о
мозаике мира. Вот она — мировая гармония во всей красе.
— Ты мне тут не подтасовывай! Гармония… Кому гармония,
а кому…
Я был окончательно записан в апологеты
масонства. Зловещая усмешка и колючий взгляд Г.К. красноречиво говорили о том,
что мне следует опасаться какого-то не вполне безобидного эксперимента... Как
только Г.К. повернулся ко мне в дверях спиной, я осенил его фигуру магическим
жестом и прошептал заклинание, которому меня научил накануне магистр колдунов
из Одессы.
...Едва уснув, я увидел неширокую светлую реку,
которая полукругом огибала противоположный берег. На той стороне белело
какое-то старинное поместье. Я подошел к краю воды — и тут нечто подхватило
меня и начало мотать в разные стороны, как хищник мотает свою жертву, схватив
ее зубами за загривок! Река, деревья — все слилось в пеструю круговерть. Меня
все яростнее швыряло туда-сюда над самой поверхностью воды, пока я не
почувствовал, что это Нечто вытягивает меня из кожи. Я напрягся изо всех сил. И
вдруг все кончилось...
...Меня поразила тишина. И состояние полного
покоя. Я был в абсолютной безопасности. И в то же время сердце наполняла
светлая тоска. И это странное, необъяснимое знание: Я УМЕР...
...Осторожно обеими руками я раздвинул стебли
осоки. Передо мной, на опушке сосняка, стоял старый земляной погреб. Местные мальчишки
говорили, что в нем живут скелеты... Вот и окончилось это странное, будто сон,
и такое долгое путешествие. Я вспомнил, что мне только четыре года…
...Неожиданно борьба возобновилась. Я оказался
в своей комнате, напротив зеркала, в котором отражалось мое ярко-синее лицо.
Оно медленно превращалось в оскаленный череп. Усилие воли — и вот я уже бежал
по каким-то черным углям с мыслью: только не останавливаться, только не
останавливаться!!!
...Пробуждение было неожиданным. Хотя нет, я не
проснулся, а просто оказался в другом состоянии сознания, будто перешел в
другое помещение, — я слышал это сравнение, оно абсолютно точное! Тяжело дыша,
я стоял посредине комнаты и боялся лечь вновь...
Старый врач в поликлинике сказал, что это
похоже на коронарный невроз. Тем не менее еще целый месяц я был совершенно
уверен: это была смерть...
Постепенно мне
в душу закрались сомнения, и все чаще я начал думать: наверное, это был сон...
Г. К. исчез. Спустя два месяца он появился в столовой у метро, весь какой-то исхудавший и потрепанный. Сидел, привалившись затылком к стене, и молчал. Я ему ничего не сказал. Теперь он иногда заходит ко мне на чай. Но ни о йоге, ни о политике мы больше не говорим…
* * *
Два дня подряд вокруг нас крутились
какие-то субъекты в цветастых рубашках. Присматривались, но подойти не
решались. Я пошел на переговоры. Оказалось, безработные. Тот, с кем я говорил,
надорвал на винограднике спину и жил за счет матери.
— Чего они хотели? — спросил Шура.
— Скорее всего, замочить нас ночью и забрать наше
тряпье.
— А ты, значит, их распропагандировал?
— Да какое там… Просто подошел и спросил, где и на чем
тут можно подзаработать. Этот толстый сначала стоял боком и пританцовывал, как
боксер, а потом успокоился. Посоветовал, чтобы мы перебрались подальше от пляжа
— туда, где лес погуще.
Когда безработные скрылись из виду, мы перетащили мешки на открытое место, ближе к морю. Сели на песок. Шура достал папиросу, размял ее, закурил.
— Да... — проговорил он, шумно выпуская струю дыма, —
нигде нет совершенства. И каким же путем мы пойдем?
— Куда?
— Куда-куда... Ты сам говорил, что хотел изменить мир.
— Когда-то хотел. А потом доктор велел мне изменить свою
жизнь. Я послушался его, и мне стало легче.
— Так это только тебе. А остальным людям?
— Я думал, что хочу изменить окружающее для людей, а
на самом деле мечтал, чтобы все было так, как хотелось бы именно мне: чтобы все
порхали по улицам, как ангелы, и с умильным выражением лица доставляли друг
другу всяческое удовольствие, а я бы этому радовался.
— А что в этом плохого?
— Да то, что такой мир просуществовал бы недолго.
Равно как и тот, где все друг друга жрут. Как сказал мудрец, мир изначально
упорядочен, и кто пытается улучшить его, лишь привносит в него хаос. Что одному
здорово, то другому — смерть. Справедливого для всех общества не может быть в
принципе, потому что все по природе разные, и одинаковыми их не сделаешь.
Каждый повинуется тому зову, который слышит.
Помолчав, мы достали книги. Вокруг зеленели заросли кустов, под ними — маленькие травяные оазисы, по которым стелились кактусоподобные стебли, украшенные яркими бутонами. Так пребывали в сладкой неге плененные нимфой Калипсо Одиссей и его спутники.
* * *
«Жизнь Рамакришны» я прочитал еще в поезде. «Жизнь Вивекананды» дочитывал во Франции. В Эль-Салере, лежа в зарослях на берегу моря, я значительно расширил свое сознание с помощью девятого тома Кастанеды, в котором автор общается c некими неорганическими существами. Передав его Шуре, я взялся за «Игру в бисер», которую Шура, так и не одолев, окрестил тягомотиной. Такая характеристика меня, конечно, возмутила:
— А ты чего ждал от этой книги, Шура? Это же не детектив, где в начале труп, а в конце возмездие, и не любовный роман, где герои непременно женятся. Это же путеводитель для твоего духа, а ты пролистываешь не глядя целые страницы, да еще приговариваешь: «Это все фигня!»
Шура в ответ иронично поморщился. Я стал ждать
приговора Кастанеде. Перевернув последнюю страницу, Шура выдал резюме:
— Да он просто кактуса обожрался — крыша и
съехала.
Я открыл рот для очередной гневной отповеди и
застыл, будто громом пораженный... А ведь и правда! В чем пафос-то? Как же так,
говорит великий тайновед, я хорошо помню, как прыгал в пропасть в Соноре, — а
проснулся у себя в номере, в Лос-Анджелесе... Ну? Так и что с того? Нашего
брата этим не удивишь. Анекдот-то помните про мужика, который разделся дома и
лег в постель, а проснулся в вытрезвителе? Так слушайте сюда, прыткие бородатые
эзотерики, величавые гуру и надменные астрологини: Кастанеда просто обожрался кактуса!